суббота, 4 января 2014 г.

ДО: бихевиоризм, конструктивизм, коннективизм

Разработчики курсов ДО обычно придерживаются одной из трех концепций: бихевиоризм, конструктивизм, коннективизм.

Все эти три подхода принципиально различаются пониманием роли учащегося в курсе, постановкой целей обучения, и, как следствие - технологией выстраивания процесса обучения.



В основе бихевиористского подхода лежит представление о том, что научение - это процесс присваивания "правильных" образцов поведения, т.е. желательное поведение (присваивание новых знаний, навыков и даже ценностей) формируется тренировкой, повторением "правильных", поощряемых реакций на ситуацию. "Повторенье - мать ученья" - это лозунг бихевиористов. Цели обучения при этом задаются учителем, и учебный материал, а также учебная деятельность направлены на формирование необходимых реакций. В педагогических институтах при изучении частной дедактики практически по каждой теме рассматривают "Типичные ошибки учащихся" - т.е. ожидаемые неверно сформированные реакции, которые должны быть скорректированы.
Оценивание эффективности или неэффективности обучения производится по отношению к поставленным целям обучения: достигли целей - значит эффективное.
Основная часть занятий в школе и вузе построены в рамках этого подхода, большинство дистанционных курсов - тоже. В корпоративном секторе, где цели дистанционного обучения изначательно утилитарны - быстрое освоение всеми работниками нового знания либо нового навыка, в рамках этой концепции построены 99% дистанционных курсов.

В основе конструктивистского подхода лежит представление о том, что обучаемый не пассивно принимает знания, а активно конструирует смыслы, поэтому обучение может быть успешным, только если учащийся активно конструирует, создает модель мира, понятия, связи между ними, свои отношения, ценности, свою социальную реальность. Конструкционисты считают, что знание выводится из опыта - актуализированного опыта, имеющегося на момент обучения и из опыта решения в процесе обучения конкретной проблемы, актуальной для учащегося. Учебный материал при этом предлагается не автономными "порциями", а завершенный, и учебная деятельность выстраивается как активная работа по "добыванию" и "открытию" необходимого знания, умения или убеждения. В большинстве курсов - это задания по освоению каких-либо инструментов деятельности. Для отчета о выполнении задания  очень часто используются форумы, что позволяет обсуждать результаты и помогает конструировать смыслы.
Пример констуктивистского курса:
http://dl.kharkiv.edu/mod/resource/view.php?id=12501   Курс В.Кухаренко "Куратор содержания"
https://sites.google.com/site/hsespb2013/   Курс Ю. Ээльмаа "Информационная культура управления"
В основе коннективистского подхода- представление о процессе обучения как процессе создания сети, узлами которой являются внешние сущности (люди, организации, библиотеки, сайты, книги, журналы, базы данных или любой другой источник информации). Акт обучения заключается в создании внешней сети узлов. При разработке курса исходят из того, что ключевой навык сегодня – это спо собность видеть связи между областями знаний, концепциями и идеями; знания могут существовать вне чело века в сети. Цели в таком курсе ставит сам учащийся, и по ходу обучения цели могут меняться. Содержание курса как правило - это различные информационные материалы для чтения обсуждения, которые избыточны. Т.е. прочитать все рекомендованные материалы в таком курсе невозможно физически, студент выбирает только то, что ему интересно. Обязательной частью курса явля ются бюллетени с обзором каких-то вопросов курса.  Студент должен  отслеживать и фиксировать события, близкие к его пониманию материала, но форма такой фиксации не задана, она на усмотрение студента. Значительная часть активности при этом происходит не в LMS, а на внешних сервисах - в личных блогах, веб сайтах, Твит тере, YouTube, виртуальных мирах и т.д. LMS - это "место сборки" курса, но не обязательно среда активности студента. При этом студент не обязан делиться наработанным содержанием и участвовать в дискуссиях, это - его выбор. В течение недели, как правило, проходят два вебинара: выступ ление гостевого лектора по конкретной теме и дискуссия по теме недели.
Пример коннективистского курса: 
https://groups.google.com/forum/#!msg/e-learningukr/Soc7i9AkXCM/M9c5cXr0G70J  В. Кухаренко "ДО от А до Я"
(http://vovr.ru/upload/Educa1011.pdf)

2 комментария:

  1. Евгения можете посмотреть по теме курсов наших с Кухаренко прямую ссылку http://elaz.wikispaces.com/%D0%A2%D1%8C%D1%8E%D1%82%D0%BE%D1%80%D1%8B и вот еще амый наш первый курс http://el-ukraine.wikispaces.com/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F+%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0

    ОтветитьУдалить